воскресенье, 23 сентября 2012 г.

Орда (2012)


  Если бы у меня был свой собственный рейтинг киноожиданий, то фильм "Орда" в номинации "разочарование года" занял бы в нем достойное первое место. Нет, даже Гран-При. На рекламных проспектах таких фильмов вместо "Детям до 16" надо красным штампом поперек ставить "По заказу РПЦ". 

    Первый раз полезла за часами как оказалось на исходе первого часа картины, бо как минут сорок вполне динамично смотрелось житье-бытье ханско-сарайское. Декорации и костюмы на мой взгляд великолепные, но вот атмосферность ордынского "варварства" пережата. Ну да ладно, это авторский взгляд, а не историческая реконструкция событий.


     Город-гигант, размеры которого удивляли современ­ников. Ибн Баттута, арабский путешественник 14 века, посетил город и оставил следующую запись о нем:  "Город Сарай  один из красивейших городов, достигший чрез­вычайной величины, на ровной земле, переполненный людьми, с красивыми базарами и широкими улицами. Однажды мы выехали верхом с одним из старейшин его, намереваясь объехать его кругом и узнать объем его. Жили мы в одном конце города и выехали оттуда утром, а доеха­ли до другого конца только после полудня... Однажды мы прошли его в ширину, пошли и вернулись через  полдня, и все это сплошной ряд домов, где нет ни пустопорожних мест, ни садов. В нем 13 мечетей для соборной службы... Кроме того, еще чрезвычайно много других мечетей."

   А так как от Сарая не осталось ни рожек - ни ножек, ибо московский царь Федор Иванович велел его ломать и "делать город Астрахань", то и представления о городе у каждого своё. Мне лично понравилось, каким его показали в фильме, даже и без красивых базаров и широких улиц.





Кастинг замечательный. Роза Хайруллина -  настоящая ханша Тайдула.


Макс Суханов давным давно не нуждается в представлении и точно так же давно уже доказал, что ему любая роль по плечу.

  

   Ну вот и всё, что можно выделить в фильме. С того момента, как пошло долгое и нудное христианское просветительство, а так же страдания и отмаливания митрополитом Алексием спасения для Руси, неуклонно стало тянуть в сон и даже появилось совершенно мне несвойственное желание покинуть зал. Более того, Магистр через какое-то время шепнул мне, что уже совсем утомился и что возможно кто-то из продвинутых найдет во всем этом смысл и донесет до нас позже). 
  Не хочется разбирать по косточкам эту составляющую фильма. Но, имхо, с мученичествами митрополита переборщили здорово. И если от самого Сарая не осталось камня на камне, что мы не можем судить о его истинном облике, то наличие в Орде русской православной епархии - факт непреложный. С чего бы тогда скитаться Алексию нагим да хлеб преломлять с латинянами, не говоря уж о рабских работах ... Излечение Тайдулы тоже факт исторический, за что и был Алексий, поставленный ранее именно ханом Джанибеком (сыном Тайдулы) митрополитом Киевским и всея Руси, обласкан ханскими дарами. В общем, чудо чудом, но и митрополит просто лечил своего сюзерена, а не приносил себя в жертву. Как же мне не нравятся эти перегибы, что даже "кюшать не могу".

 Клеймо иконы с изобр. исцеления царицы Тайдулы митрополитом Алексием.
Икона "Митрополит Алексий с житием", мастерская Дионисия, 1480-е гг.

Капков Я.Ф. Святитель Алексий исцеляет ханшу Тайдулу.
 Не будь рассусоленной и рассусаленной линии митрополита, оставь этот эпизод именно эпизодом фильма, могла бы получиться замечательная картина. Но, увы ... Тут закон один: кто платит, тот и заказывает музыку.

  Еще один момент не могу обойти стороной. Несколько раз по ходу фильма резали по уху совершенно неуместные пошлости. Эпизод в сама начале фильма, когда на прием к хану Тинибеку идут два монаха - посла из Авиньона. По церемониалу они должны войти на коленях и в тоже время, переходя через порог, не задеть его ни коим образом. Монах-толмач спрашивает у сопровождающего охранника, как мол нам правильно сделать, не понимаем. Тот со смехом говорит - а вы раком попробуйте. Что толмач и переводит своему компаньону, слегка смутившись, что мол де нам предлагают уподобиться женщине и они на четвереньках переползают в помещение задом, перекидывая ноги через порог и не задевая его. Именно как рак пятится назад. Нахрена было вводить эту пошлость, сопоставляя позу раком с женщиной - у меня нет этому объяснения.

А это просто красивая картинка, чтоб немного самой себе подсластить пилюлю))
Китайцы чудесничают.



UPD:
Попалось занятное интервью создателей фильма журналу "Православие". Цитатно: 

   Материал предложила студия «Православная энциклопедия», продюсер Сергей Леонидович Кравец. Я сначала отказывался, поскольку считаю, что картины о святых невозможно сделать художественными ... но потом сказал продюсеру: «Я не смогу сделать картину о святом, который ходит по экрану и излучает из себя святость. Я могу сделать картину о жертве; о том человеке, который жертвует всем, и после этой жертвы в мире что-то меняется». И Сергей Леонидович сказал: «Да, это нам подходит». И тогда я попытался написать сценарий о том, как митрополит Алексий – с высоты своего сана и с высоты своего служения – опускается в глубину народа, находящегося в порабощении у Орды.

   Ну что ж, это многое объясняет, но отнюдь не делает фильм более понятным. Если собирались показывать житие святого Алексия, причем тут громкое название "Орда"? Для чего нужно было так перегружать фильм ордынскими внутренними делами, отдавая им половину экранного времени вне участия святого и разводя фильм на две абсолютно разные по динамике составляющие. В общем, от своего первоначального впечатления пока не отказываюсь.
 Однако, создателей картины в скромности сложно упрекнуть:

... я могу назвать «Андрея Рублёва» – картину вполне состоявшуюся. Могу сказать, что наш замысел в какой-то степени продолжает замысел Тарковского.
  Прошкин, окстись и не гневи, кого там в этом случае гневить не положено. Не то, что продолжает замысел Тарковского, а и рядом не стояло. "Рублев" поражает, очищает, заставляет плакать и трепетать, а после "Орды" только один вопрос - а что это было?

Зачем-то пошла на Кинопоиск посмотреть, что еще пишут люди про Прошкина, заглянула в "Чудо". Половина восторженных рецензий, половина разочарованных. Процитирую последних:

  Фильм основан на полумифической истории, произошедшей во времена активного притеснения религии в советские времена ... Актерская игра превосходна ... 
  И все же, у режиссера получилась такая, на мой взгляд, нудятина, что смотреть это хочется только для того, чтобы увидеть концовку, которая, кстати, тоже получилась скомканной.
Такое ощущение, что это мои же слова, но про "Орду" ))
 Эх, может все-таки замахнуться на "Чудо". Вдруг там мне что откроется и я не буду такой придирчивой к творениям Прошкина? *в раздумьях*


1 комментарий:

Vakil комментирует...

Фильм «Орда» снят, безусловно, мастерски, но, увы, явился очередным примером щедро финансируемой «раскрутки» Черной легенды – кому-то очень нужно, чтобы схватились друг с другом два стратегических этноса Евразии – русские и татары.
Посему как отличное противоядие от одурманивания и натравливания русских и татар друг на друга подобными произведениями, воспроизводящими пропагандистские прозападные вымыслы курса официальной истории времен романо-германского ига, я предлагаю читать труды историка-гумилевца Г.Р. Еникеева и максимально популяризировать их содержание.
В его книгах и статьях замечательное исследование, вернее, даже расследование того, как от нас была сокрыта наша подлинная история и кто, как и для чего оклеветали наших предков-ордынцев — как русских, так и татар.
Есть хорошие статьи по содержанию книг Г. Еникеева: “О подлинной истории стратегических этносов Евразии”
и «Чингиз-хан и татары: немного из того, что нам неизвестно». Эти статьи легко найти в Интернете по названиям.
Там указаны обстоятельные труды по опровержению клеветы на ордынцев - предков русских и татар - сочиненную пропагандистами их врагов и доныне раскручиваемую теми, кто старается нас "поиметь", Земляки.